Что означают цвета выхлопного дыма и как нужно реагировать?
Автомобилист выезжает из гаража или парковки, смотрит в зеркало и ... видит, что позади его машины клубы дыма. Ситуация не хорошая, но из нее можно извлечь что-то полезное. Как старый шаман, цвет выхлопных газов может подсказать, чем болеет ваша машина.
Оглавление:
Белый дым никто не любит
Если пошел голубой дым?
Если пошел черный дым?
В нормальных условиях дым из выхлопной трубы должен быть достаточно бесцветным. Можно увидеть это, если посмотреть прямо на выхлоп системы. Также не стоит удивляться струе пара из трубы, если на улице холодно. Во время мороза и высокой влажности теплые выхлопные газы выделяют из воздуха пар даже в очень больших количествах. Если этот пар не черный или синий, то все в порядке. Это нормально как для запуска двигателя, так и для вождения. Также неудивительно, что небольшое количество темного дыма будет выходить из трубы сразу после запуска, особенно в случае дизельных автомобилей. Однако речь идет о «дымке», а не о регулярном чадении, от которого соседи из подъезда становятся раздражительными и закрывают окна. Вода также может течь из выхлопной системы.
Белый дым никто не любит
Если за кузовом остается облака белого дыма, а это не типичный зимний случай, то означает одно – это плохо. Это цвет охлаждающей жидкости или воды, сгорающей в двигателе. Она могла попасть туда одним способом – через течи в двигателе. Двигатель окружен системой с охлаждающей жидкостью, которая не должна попадать внутрь. Так что белый дым обычно указывает на неисправность прокладки ГБЦ. Это плохие новости. Уплотнения не такие уж и дорогие. В случае популярных компактных автомобилей они стоят от ста до нескольких сотен рублей, а в случае более крупных автомобилей – 4000-6000 рублей. Однако их замена трудоемка и, следовательно, дорога. Цены начинаются от 5000-10000 рублей, в случае с премиальными марками в итоговом счете можно увидеть гораздо более внушительную сумму. Признак белого дыма и поврежденной прокладки – быстрая потеря теплоносителя. Как правило, двигатель начинает работать некорректно – рывками, не хватает мощности. Не стоит откладывать замену прокладки ГБЦ, чем раньше она будет сделана, тем меньше будет сопутствующего ущерба.
Замена прокладки – это все же умеренная проблема по сравнению со вторым возможным диагнозом – трещиной в головке блока цилиндров или ожогом ее края или блока цилиндров. Такой ремонт действительно дорогой, в целом дешевле заменить двигатель.
Если пошел голубой дым?
Если то, что выходит из выхлопной трубы, имеет синий или голубой оттенок – это тоже не очень удобно. Этот симптом означает одно – в двигателе горит не только бензин, но и масло. В лучшем случае виноваты сальники клапанов. Если они вышли из строя или негерметичны, они позволяют маслу стекать по стержням клапанов в двигатель. Стоимость новых сальников невысока – несколько сотен рублей за штуку, но замена может стоить дорого. Это зависит от конструкции двигателя.
Этот цвет дыма также может указывать на неисправность турбокомпрессора или всасывание масла через пневмоторакс. Последний лечится простой процедурой замены пневмоторакса. Стоимость его сильно варьируется – от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Точно так же и с турбонагнетателем, но здесь цена вопроса приближаемся к десяткам тысяч, если не решим его восстанавливать. Прежде чем приступить к более серьезному ремонту, стоит также проверить воздушный фильтр – бывает, что его загрязнение вызывает выход синего дыма. У старых автомобилей этот симптом указывает на высокий износ двигателя. Тогда может помочь только его ремонт.
Если пошел черный дым?
Чаще всего такое бывает с дизелями. Причина в том, что в выхлопных газах слишком много частиц сажи. От куда это? От неправильного сгорания. В общем, это признак плохой регулировки двигателя, когда получается слишком богатая смесь. Должен помочь визит к автомеханику, возможно, потребуется заменить клапан рециркуляции. В худшем случае черный дым означает выход из строя форсунок или необходимость замены фильтра DPF, а это дорогое дело – несколько десятков тысяч рублей.