Детали выхлопной системы
Для чего же нужна выхлопная система? Кроме отвода отработанных газов из камеры сгорания она ещё глушит громкое рычание выхлопа. Выхлопная система обеспечивает наполнение цилиндров двигателя топливной смесью, при этом она влияет на давление за выпускным клапаном.
Первой частью от блока цилиндров является выхлопной коллектор. Из камер сгорания газы попадают первым делом в него и продолжают свой путь дальше. Интересным фактом является то, что чем дальше выхлопные газы соединяются в коллекторе, тем лучше наполняется цилиндр топливом. Поэтому в автоспорте часто тюнингуя автомобиль и выхлопную систему, тюнинг касается и коллектора. Задача в том, чтобы создать разряжение и получить в цилиндрах большее количество топливо-воздушной смеси. При этом, естественно, увеличивается и мощность автомобиля.
Следующей часть выхлопной системы является каталитический нейтрализатор или в народе просто катализатор. Предназначен он для нейтрализации вредных веществ в выхлопных газах. Обычно каталитический нейтрализатор представляет собой керамический блок, который состоит из множества маленьких каналов, на которые нанесён тончайший слой платины с добавками различных видов, ниже немного подробней. Именно из-за дороговизны применяемых материалов, катализаторы стоят достаточно дорого, а из-за низкого качества нашего топлива достаточно быстро выходят из строя. Поэтому наши умельцы часто вырезают катализаторы из выхлопной системы. Процесс этот имеет как свои плюсы, так и минусы, но эта статья не об этом. Хотя, даже при эксплуатации на качественном топливе, катализатор вечно не живёт. Рано или поздно он забивается нагаром и приводит к потере мощности автомобиля, требуя замены.
Существует несколько видов каталитических нейтрализаторов или систем снижения токсичности отработавших газов:
• окислительные (СО, СН)
• восстановительные (NOx)
• тройного действия (СО, СН, NOx) (одно- и двухкамерные)
Если рассматривать трёхкомпонентный двухкамерный нейтрализатор, то его каталитический слой включает:
• платину (стимулирует реакции окисления)
• рутений (стимулирует реакции восстановления)
• палладий
(отношение масс платины и рутения - от 5:1 до 2:1, площадь контакта ОГ с катализатором - 20 тыс. м2 , вес - 2…3 г., диапазон рабочих температур - 250-950°С)
Далее, после катализатора идёт резонатор. В нем газы резко расширяются, что обеспечивает уменьшение противодавления в выхлопной системе и снижению ударной волны. Именно от сюда и такое название – резонатор.
Самой последней частью выхлопной системы является глушитель. Звук издаваемый выхлопной системой вашего автомобиля, в первую очередь. Зависит от него. Сегодня существует несколько видов глушения звуков (ограничитель, отражатель, поглотитель). Обычно в глушителях используются все эти типы глушения.