Как продлить жизнь катализатору автомобиля?
Автомобильный катализатор, как и любое другое изобретение человека, имеет ограниченный эксплуатационный ресурс, который, при условии соблюдения определенных правил и рекомендаций, можно существенно продлить во времени и тем самым отсрочить дорогостоящий ремонт выхлопной системы. По этой причине многие автовладельцы, наслышанные о потенциальных проблемах с катализатором, интересуются способами продления жизни данного компонента выхлопа.
Для понимания сути способов увеличения срока службы катализатора, прежде всего необходимо вспомнить, что представляет собой автомобильный катализатор и какими основными разновидностями данное устройство представлено.
Если говорить кротко, то каталитический автомобильный нейтрализатор – это специальное устройство в выхлопной системе, предназначенное для очистки отработанных выхлопных газов ДВС и превращения их в безвредные для окружающей среды газообразные компоненты и частички воды.
В зависимости от материалов, используемых для производства катализаторов различают следующие разновидности данных устройств:металлические катализаторы;
керамические катализаторы.
Металлические катализаторы
Металлический катализатор – это достаточно надежное устройство, имеющее множество преимуществ, благодаря которым его высоко ценят как производители, так и автомобилисты:
наличие в устройстве металлоконструкции высокой прочности;
повышенная долговечность;
устойчивость к температурным перепадам;
устойчивость к механическим повреждениям.
Однако, у металлических катализаторов также есть и определенные минусы:
высокая стоимость;
отсутствие возможности увеличения площади активного покрытия.
Большинство современных производителей, собрав все плюсы и минусы металлических катализаторов, решили отказаться от их выпуска, отдав предпочтение более доступным в ценовом сегменте керамическим катализаторам.
Керамические катализаторы
В отличие от металлического катализатора, соты керамического устройства выполнены из материала, благодаря которому оно и получило свое название – керамики. Керамика, как известно, не обладает такой высокой прочностью, как металл, по этой причине керамические катализаторы подвержены более частому выходу из строя.
Причины ограниченного срока службы керамических катализаторов:
подверженность керамических сот перепадам температур – иногда достаточно проехаться по луже с ледяной водой, чтобы нагретый до рабочей температуры керамический катализатор треснул;
подверженность керамики механическим внешним воздействиям – керамические катализаторы можно достаточно легко повредить даже из-за незначительного удара о поверхность.
Однако, главными достоинствами керамических катализаторов являются их сравнительная дешевизна и достаточно высокое качество очистки токсичного выхлопа благодаря тому, что керамические соты можно выполнить в увеличенном количестве в неизменном поперечном сечении катализатора за счет возможности уменьшения их размеров.
Правила эксплуатации катализатора, позволяющие продлить его срок службы
Чтобы избежать проблем с катализатором в ближайшей и долгосрочной перспективе, следует придерживаться простых правил эксплуатации автомобиля:
Необходимо заправлять автомобиль только качественным бензиновым или дизельным топливом – никогда не следует экономить на топливе, а предпочтение нужно отдавать только наиболее качественному топливу, поскольку оно содержит меньшее количество присадок и лучше влияет на работу всех датчиков и свечей зажигания.
Очень важно своевременно уделять внимание состоянию системы зажигания и всей топливной системы – нужно вовремя проверять и менять свечи зажигания, отслеживать исправности в топливном фильтре, а также своевременно производить очистку топливовоздушного тракта.
Не следует запускать мотор с «толкача», поскольку при попадании в катализатор несгоревшего топлива может произойти перегрев детали и ее преждевременный выход из строя.
При работающем двигателе, не следует проверять, подается ли на свечи зажигания высоковольтный ток, снимая при этом наконечники контактных проводов, поскольку топливо из неработающего в данный момент цилиндра может попасть в катализатор.
При осуществлении нескольких попыток запуска мотора следует сделать небольшой перерыв, чтобы попавшее в катализатор топливо смогло испариться естественным образом.
При выбросе в выхлопную систему частиц несгоревшего топлива (сбой в работе двигателя, пробой высоковольтного провода, отказ свечи зажигания), катализатор также может перестать выполнять свою функцию.
При осуществлении починки электрооборудования и возникшей при этом необходимости включить зажигание, нужно исключить проникновение топлива в выхлопную систему, для этого необходимо отключить реле питания на топливном насосе.
Также следует придерживаться оптимального стиля вождения для автомобиля конкретного класса.
Очень важным фактором является езда по ровным участкам дороги на автомобилях, которые не предназначены для бездорожья, поскольку чрезмерные вибрации и колебания могут стать причиной появления механических разрушений конструкции катализатора.
Если катализатор Вашего авто все-таки вышел из строя, его следует заменить на новую аналогичную деталь или же установить в выхлопной тракт альтернативный узел, например, пламегаситель. Для этого Вам следует обратиться в специализированный автосервис для точной диагностики характера неполадки и осуществления качественного ремонта.